Задать вопрос специалисту
Новости компании
11.05.2017

Причины очередного подорожания топлива

Владельцы российских АЗС в очередной раз объявили об удорожании топлива. Стоимость бензина увеличилась под влиянием сразу нескольких факторов.

Так, в конце прошлого года Вагит Алекперов, глава «Лукойла», заявил, что в связи с повышением размера акцизного сбора цена топлива в России в течение нескольких месяцев увеличится на 8-12%. Эти слова не понравились руководству ФАС, которое заявило, что с подобными оценками должны выступать эксперты, а не непосредственные участники рынка. Само ведомство прогнозировало рост цен на уровне 4%.

Как показала практика, ФАС ошиблась. В сравнении с показателями прошлого года, за 3 месяца текущего рост цен на топливо превысил 5-процентный порог. Причем самый большой скачок был отмечен именно в январе.

Примечательно в этой ситуации еще и то, что в начале года стоимость топлива на АЗС обычно сохраняется на прежнем уровне. Первые изменения происходят с началом посевного периода, когда увеличивается спрос на рынке. Однако в текущем году рост цен на АЗС в 2 раза превышает прогнозируемые уровни.

Важно отметить, что изменение тенденций на нефтяном рынке оказывает слабое влияние на стоимость топлива для конечного потребителя. Подорожание бензина обусловлено другими факторами.

Эксперты рынка отмечают, что большую часть цены топлива составляют акцизы, налоги, расходы нефтепереработчиков. Нефть, в свою очередь, занимает в этом показателе малую долю. Соответственно, причины очередного удорожания кроются в государственной политики в области налогообложения отрасли. Так, 60% от цены литра бензина марки АИ-95 составляют налоговые отчисления. Поэтому при повышении ставок для нефтепереработчиков автоматически приводит к росту стоимости топлива. И, как добавляют эксперты, действия государства, которое увеличивает налоговую нагрузку, нельзя назвать ошибочными.

Более того, такой тактике придерживаются практически все государства в мире. Поэтому цены на бензин в малой степени определяются мощностью и объемами нефтепереработки в стране.

При этом эксперты обращают внимание на то, что изменение налоговой нагрузки для нефтяных компаний и снижение таможенных сборов на экспортные поставки нефтепродуктов стало причиной перехода производителей к новой стратегии повышения: сегодня им выгоднее поставлять нефть и топливо за рубеж, чем поставлять их на внутренний рынок.

По оценкам аналитиком, в текущем году НПЗ не получают дохода при переработке, когда как 3 года назад их маржа составляла 6,3%. Аналогичные показатели приводит Минэнерго. В результате нефтепереработчики вынуждены увеличивать объемы экспортных поставок. Причем часть из них нашли причину, объясняющую закрытие ряда НПЗ.

В текущем году правительство планирует изменить подход к сбору налогов в нефтяной отрасли. Со временем НДПИ, который взимается с общих доходов компаний, государство перейдет на налог на дополнительный доход. Последний будет исчисляться из разницы между полученным доходом и расходами, понесенными при добыче полезных ископаемых.

Однако эксперты предполагают, что даже переход на НДД не окажет положительного влияния на топливные цены. Вероятно, некоторое время они будут стабильно колебаться в определенном промежутке. Но в дальнейшем, скорее всего, стоит ожидать очередного скачка цен.

Не исключено, что предложение заместителя главы ФАС о переходе на гибкий акциз на топливо позволит стабилизировать стоимость последнего или даже немного снизить ее.

За текущий год цены на АЗС в зависимости от региона выросли на 1,5-2%. Но уже в ближайшее время стоит ожидать повышение стоимости бензина, так как начинается летний период, сопровождающийся повышенным спросом на нефтепродукты на внутреннем рынке.

По материалам сайта ati.su


Возврат к списку

Заказать обратный звонок

ФИО*
Телефон*
Вопрос
×